Вестминстерское Исповедание веры

Русская Евангелическо-Реформатская Церковь в г. Москва

Предистория

ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

[англ. Westminster Confession], вероучительный документ пресвитерианской церкви, провозглашенный на Вестминстерской ассамблее и получивший широкое распространение среди пресвитерианских, методистских, конгрегационалистских и баптистских церквей как в Великобритании, так и в др. странах.

 

История создания

Согласно указу английского парламента от 5 июля 1643 г., Вестминстерская ассамблея начала работу по пересмотру «Тридцати девяти статей», имея целью «защитить эти статьи от всяческой клеветы и ложных истолкований». Переосмыслению подверглись 15 статей, к которым были добавлены цитаты из Священного Писания - библейские доказательства.

Впервые Вестминстерское Исповедание было издано в декабре 1646 г. исключительно для парламента и ассамблеи.

Генеральная ассамблея Церкви Шотландии, на заседании 27 авг. 1647 г. в Эдинбурге, приняла полностью тот вариант, который был написан вестминстерскими богословами.

 

Вероучение

Вестминстерское Исповедание продолжает традицию Ламбетских (1580) и Ирландских статей (1615), состоит из 33 глав, во многом повторяя структуру последних, и рассматривает основные положения христианской веры от творения до Страшного Суда. В первых главах говорится о богодухновенности, авторитетности и достаточности Священного Писания как непогрешимого правила веры. Главы 3 («О Божиих вечных установлениях»), 5 («О провидении») и 9 («О свободной воле») тесно связаны между собой. В них говорится о том, что Бог из всего падшего человечества избрал определенное число людей ко спасению и «прошел мимо» остальных, предав их справедливому наказанию за их грехи, - т. о. описывается теория «ограниченного искупления». «Никто из иных не искуплен Христом, не имеет действенного призвания, не оправдан, не усыновлен, не освящен и не спасен - никто, кроме избранных» (3. 6). В гл. 7 утверждается, что в завете благодати Господь «дарует грешникам жизнь и спасение через Иисуса Христа, требуя от них веры в Него, чтобы они могли быть спасены, и обетование всем тем, которые предопределены к жизни, дать Его Святого Духа, чтобы сделать их желающими и способными к верованию» (7. 3).

Главы 6-9 содержат общие положения для всех кальвинистских церквей, дополненные учением о заветах, ставшим особенно популярным в Англии в XVII в.

Главы 10-18 содержат учение об оправдании, усыновлении, освящении, спасительной вере, добрых делах и уверенности в спасении.

В гл. 20 («О христианской свободе и свободе совести») понятие христианской свободы, которую для верующих приобрел Иисус Христос, заключается в освобождении от проклятия ветхозаветного закона, «от уз сатаны, от господства греха, от злой скорби, от жала смерти... и вечных страданий» (20. 1). «Господом совести» является только Бог. В гл. 25 раскрывается учение о Церкви и впервые среди кальвинистских исповеданий подробно описаны различия между видимой и невидимой Церквами. Невидимая Вселенская Церковь - полнота избранных, «всех тех, кто есть и будет собран воедино под Христом, своим Главой» (25. 1), видимая Церковь, тоже вселенская (или всеобщая), состоит «из всех живущих на земле верующих, которые исповедуют истинную веру, а также их детей» (25. 2). Вестминстерское Исповедание учит, что Вселенская Церковь в разные исторические периоды может быть более или менее видимой (25. 4) и даже «самые чистые церкви под небом подвержены отклонениям и ошибкам» (25. 5). Христос провозглашается единственным Главой Церкви. Папа Римский, претендующий на роль верховного главы Церкви на земле, объявляется «антихристом, человеком греха и сыном погибели, который возвеличил себя в Церкви против Христа и всего, имеющего отношение к Богу» (25. 6). В гл. 26 («Об общении святых») указывается на необходимость поддержания «святого общения и братства» среди всех христиан, в какой бы части видимой Церкви они ни находились.

Главы 23 («О гражданской власти»), 30 («О церковных мерах воздействия») и 31 («О синодах и соборах») посвящены вопросам церковной дисциплины и церковно-гос. отношениям.

Глава 1: О Священном Писании

Глава 2: О Боге – Святой Троице

Глава 3: О вечных Божьих установлениях

Глава 4: О творении

Глава 5: О провидении

Глава 6: О грехопадении человека, грехе и наказании за него

Глава 7: О завете Божьем с человеком

Глава 8: О Христе – Посреднике

Глава 9: О свободной воле

Глава 10: О действенном призвании

Глава 11: Об оправдании

Глава 12: Об усыновлении

Глава 13: Об освящении

Глава 14: О спасительной вере

Глава 15: О покаянии в жизнь

Глава 16: О добрых делах

Глава 17: О стойкости святых

Глава 18: Об уверенности в благодати и спасении

Глава 19: О законе Божием

Глава 20: О христианской свободе и свободе совести

Глава 21: О служении Богу и дне Субботнем

Глава 22: О законных клятвах и обетах

Глава 23: О гражданских властях

Глава 24: О браке и разводе

Глава 25: О Церкви

Глава 26: Об общении святых

Глава 27: О таинствах

Глава 28: О крещении

Глава 29: О Вечере Господней

Глава 30: О церковных мерах воздействия

Глава 31: О Синодах и Соборах

Глава 32: О состоянии человека после смерти и о воскрешении из мертвых

Глава 33: О последнем суде