Каноны Дортского синода

Русская Евангелическо-Реформатская Церковь в г. Москва

Предистория

 

ДОРТСКИЙ СИНОД

Дордрехтский синод; лат. Synodus Dordracenus; нидерланд. Synode van Dordrecht], Голландской реформатской церкви, проходивший 13 нояб. 1618 - 9 мая 1619 г. в Дордрехте (совр. пров. Юж. Голландия, Нидерланды), на котором было осуждено арминианство и приняты 5 пунктов кальвинизма.

Причиной созыва синода стал затяжной конфликт внутри Голландской реформатской церкви между «строгими» кальвинистами и арминианами - сторонниками учения Я. Арминия (1560-1609) по вопросам безусловного предопределения (избрания).

В синоде приняли участие 58 делегатов от провинциальных синодов, 18 представителей властей и 27 иностранных гостей, которые также имели право голоса. Было проведено 154 открытых заседания, которые посетило множество зрителей. Председателем был избран пастор из Леувардена Ян Богерман; 1-м секретарем - пастор из Лейдена Фест Хоммий. Оба, как и все остальные делегаты, принадлежали к «строгим» кальвинистам

Каноны Дортского синода состоят из 5 глав (пунктов), или «тезисов учения», разбитых на параграфы или подпункты (всего 93). Глава содержит описание кальвинисткого учения по данному вопросу, затем подвергаются критике «арминианские заблуждения» с указанием на цитаты из Священного Писания.

Тезисы, получившие в последствие название «5 пунктов кальвинизма», подтвердили полную, всеобъемлющую греховность человека, безусловность его избрания, ограниченность искупления, невозможность сопротивления благодати, невозможность отпадения от веры святых (избранных).

Каноны Дортского синода были одобрены Реформатской церковью Франции на Национальных синодах в Алесе (1620) и Шарантоне (1623), став обязательными для всех реформатских священнослужителей. Другие реформатские церкви признали каноны, но не предали им вероучительного авторитета Гейдельбергского катехизиса и Бельгийского исповедания.

Решения Дортского Синода по пяти основным тезисам учения

Нидерланды, 1618-1619 гг.

1-й тезис: Божие избрание и осуждение
2-й тезис: О смерти Христовой и спасении через Нее человека
3-й и 4-й тезисы: О человеческой порочности и обращении к Богу и о том, как это происходит
5-й тезис: Неотступность святых
Заключение