История Реформатской церкви в России

Русская Евангелическо-Реформатская Церковь в г. Москва

Первая реформатская община появилась в России в 1629 году в Москве. Вторая кальвинистская община в России возникла в 1669 году в Архангельске, затем в 1689 году кальвинистские общины были созданы в Вологде и Ярославле. Реформатские приходы формировались, прежде всего, из англичан и голландцев, приглашенных на службу в России.

После основания Санкт-Петербурга в городе были образованы три реформатские общины — французская, немецкая и нидерландская. Апостольская община и кальвинистские церкви существовали в Российской Империи до 1917 года.

 

Реформатская церковь в Москве

Евангелическо-реформатская церковь или Голландская церковь — протестантская церковь в Москве, существовавшая до 1917 года, старейшая кальвинистская церковь в России, одна из четырёх неправославных церквей Немецкой слободы (середина XVII в. — 1812 г.).

Историческое здание Реформатской церкви в Белом городе, которое в настоящее время делят общины евангельских христиан-баптистов, расположено по адресу: Малый Трёхсвятительский переулок, 3.

По свидетельству Адама Олеария, реформаты еще в XVI веке имели в Москве деревянную часовню внутри Белого города; по другим сведениям, реформатам было разрешено выстроить первую часовню лишь в эпоху правления царя Михаила Фёдоровича в 1629 году, за Белым городом вблизи Поганых прудов. При часовне был пастор Булеус, а после него — Кравинкель. В 1643 году церковь была закрыта. Соборным уложением 1649 года неправославные церкви подлежали сносу, поэтому выселенные в Немецкую слободу голландские купцы выстроили небольшую деревянную церковь на новом месте.

В Немецкой слободе

В эпоху Петра I вслед за первой каменной протестантской церковью Немецкой слободы (св. Михаила), была выстроена каменная реформатская церковь. Средства на сооружение этой церкви были выделены Генеральными штатами (парламентом) Нидерландов, значительную сумму пожертвовал лично бургомистр Амстердама Николаас Витсен, который к тому времени успел побывать в России, в том числе, тайно, у патриарха Никона. Построив церковь, прихожане в память о Витсене поместили на ворота нартекса девиз с герба бургомистра «Труд побеждает всё». Голландская церковь располагалась на углу Немецкой (ныне Бауманской) улицы и названного по церкви Голландского переулка (ныне Денисовский). Она была меньше лютеранских, отличалась простым внутренним убранством и вмещала 200 человек.

За неимением католической церкви и священника, сподвижник Петра I и ревностный католик Патрик Гордон венчался и крестил детей у реформатского пастора. Англичане, также не имевшие в Москве собственной церкви, даже были частью единой реформатской общины, однако имели своего, англиканского, священника. Известным членом реформатской церкви был соратник Петра I Франц Лефорт, которого после смерти похоронили на территории церкви, а в XIX веке его останки перезахоронили на Введенском кладбище.

Реформатская церковь сгорела в пожаре 1812 года, во время которого сгорели также другие церкви Немецкой слободы, за исключением лютеранской церкви св. Михаила. После этого английская община временно обосновалась сначала в доме на углу Тверской улицы и Малого Гнездиковского переулка, а затем — в Вознесенском переулке, а голландская впоследствии переехала в Малый Трёхсвятительский переулок.

В Малом Трёхсвятительском переулке

Изначально общины реформатов на территории государства Российского не были столь многочисленными и изначально юридически были объединены вместе с лютеранами в единую Евангелическо-лютеранскую церковь. Только по указу Правительственного сената от 19 мая 1834 года при лютеранских консисториях Москвы, Санкт-Петербурга, Риги и Митау были основаны особые реформатские заседания, ведавшие делами Евангелическо-реформатской церкви, а в 1836 году были утверждены специальные правила церковного управления реформатов.

В 1834 году община Евангелическо-реформатской церкви переехала из Немецкой слободы в Малый Трёхсвятительский переулок, где был приобретён участок земли с каменным жилым домом, построенным в конце XVIII века. Десять лет спустя архитектор В. А. Балашов перестроил здание, приспособив его помещения под проведение богослужений. Со временем число прихожан существенно увеличилось, поэтому по заказу общины в 1865 году молитвенный дом в был полностью перестроен по проекту архитектора Германа фон Ниссена. Фасад был решен в модном тогда эклектическом стиле, над центральным входом с чугунным зонтиком, не сохранившимся до наших дней, появилось двухчастное «итальянское» окно во втором этаже, здание венчал фронтон над фризом.

После революции 1917 года большая часть прихожан эмигрировала из России, а здание в Малом Трёхсвятительском переулке было передано евангельским христианам, в 1944 году объединившимся с баптистами. Долгие годы церковь оставалась единственным открытым местом для богослужений разных протестантских конфессий Москвы. В 1928—1934 годах в здании проходили богослужения лютеранской общины святого Михаила, которая лишилась собственного здания на Вознесенской улице (ныне ул. Радио).